Недавно вышел в
свет первый сборник молодого и талантливого поэта Сергея Щербакова; поэта, чья
поэзия отличается лиричностью, символизмом и за кажущейся простотой – глубоким философским
контекстом. Хочу поделиться с вами интервью, которое дал мне Серёжа. Надеюсь, что получившаяся беседа
будет интересна его читателям, а те, кто ещё не знаком со стихами Сергея
- ими заинтересуются.
Щербаков Сергей Анатольевич.
Родился в 1989 году в г. Середина-Буда. Закончил
Середино-Будскую ООШ 1. В настоящее
время - студент Харьковского Национального Университета Внутренних Дел (Сумской
филиал).
Публикации:
Всеукраинская литературная газета Отражение";
альманахи "Созвучие", "Слобожанщина
молода";
поэтические сборники "Aestas",
"Autumnus".
Представлен на сайтах:
www.poetryclub.com.ua
www.litfest.ru
www.stihi.ru
www.poetryminutes.com
www.stihoslov.ru
- Здравствуй, Серёжа. Первое о чём хочется спросить тебя,
это – о детстве. Как и где оно проходило, какие самые яркие воспоминания из
него ты вынес.
- Привет, Леся.
Все что касается моего детства, территориально связано с
очень маленьким городом практически на самой границе Украины и России, который
называется Середина-Буда – там я родился и жил вплоть до окончания школы.
Впечатлений, как и воспоминаний о тех годах, разумеется,
очень много, (и большинство из них – приятные) но так как наш с тобой разговор
инициирован в контексте литературы, наверное, стоит сказать, что я с самого
детства довольно много читал – мама научила меня этому задолго до первого
класса.
Так что воспитывал меня не «двор», а классическая
литература.
-Вышел твой первый сборник стихов… Есть ли какие-то
особенные чувства в связи с этим?...
Этот сборник стихов, для меня, – фиксация поэтического
уровня и, в некотором смысле подведение итогов.
В нем все то лучшее, что я создал до настоящего момента. И,
как бы это ни звучало банально, сейчас я чувствую себя молодым отцом.
В первую очередь, содержимое сборника обладает,
разумеется, нуминозной важностью, но нуминозная важность, только усиливает важность читателя.
- Вопрос, без которого не обходится ни одна беседа с
творческой личностью): где, когда и почему, чем или кем вдохновлённый ты начал
писал?
Я всегда мечтал писать, но я никогда не мечтал писать
стихи. J Проза была моим наркотиком, и
уже в свои 12, я четко знал, что хочу
быть «писателем».
Как раз в этом время у моего школьного товарища и
одноклассника (В. Малярова) состоялась первая проба пера, и что еще хуже – он
начал читать свои стихи публично. Это поставило меня перед, почти
экзистенциальным, вопросом: «а чем я хуже?» J
Так я пришел в поэзию.
Конечно, первые несколько лет я производил сугубо
рифмованную ахинею в довольно впечатляющем количестве. Но это сыграло и свою
положительную роль – в некотором смысле, я, что называется, «выписался».
- Что для тебя является Музой? Как ты относишься к такому
понятию, как «интеллектуальность в поэзии»?
«Муза», в моем понимании, это состояние. Психологическое
состояние, посредством которого человек получает возможность создавать живые
эманации самого себя.
Я не представляю себе Музу обладающую антропоморфными,
или любыми другими признаками. Другое дело, что конкретный человек, или,
например, предмет может быть причиной или катализатором данного
состояния. Но отношение причины к состоянию, это отношение рычага запуска к
механизму.
Такие состояния, могут иметь набор самых разных
характеристик от случая к случаю. Но что характерно для них всех (в контексте,
например, поэзии) – это психо-лингвистический фон, который остается где-то
между строк.
Что касается интеллектуальности вообще и
«интеллектуальности в поэзии» – я думаю и то, и другое заслуживает всяческого
поощрения.
По мнению Р.А. Уилсона (и тех, на кого он опирался –
например, Т. Лири) основу эрудиции составляет семантический контур головного
мозга. Проще говоря – чем больше слов и их значений мы знаем, тем мы «умнее».
Если согласиться с этим мнением, можно смело утверждать,
что интеллект – одно из главных оружий литератора.
От себя могу добавить, что, на мой взгляд – литературное
произведение тогда приближается к совершенству, когда оно создано в
соответствующем психологическом состоянии (под влиянием той самой «Музы», о
которой мы говорили выше) и огранено влиянием как можно более качественного
интеллекта.
- Приходилось тебе принимать участие в литературных
фестивалях, если да, то в каких? Были те, что запомнились больше?
Фестивальный опыт у меня небольшой, но есть.
«Время Визбора», «Город Дружбы приглашает» и «Каштановый
Дом» - это полный список.
Главное, что запоминается на фестивалях – это новые
знакомства, и как раз ради общения с себе подобными, на фестивалях, наверное,
стоит бывать.
- Как считаешь, что есть Поэзия вообще? Есть ли у тебя
учителя среди классиков либо современников? Какой литературой интересуешься?
«Поэзия – это высшая форма существования языка», как
очень метко заметил И. А. Бродский. И с ним сложно не согласиться.
Бродский, кстати, – это моя вторая поэтическая любовь,
которая длится по сей день. Первая была – Есенин. Из современников, которые
оказали на меня существенное влияние, выделил бы С. Калугина (русский поэт и
музыкант).
Собственно говоря, моя поэтическая начитка оставляет
желать лучшего. В прозе я подкован гораздо лучше.
Когда меня спрашивают о предпочитаемых прозаиках, я обычно
называю Ф.М. Достоевского и Г. Гессе. Хотя последнее время все больше и больше
отдаю предпочтение сугубо научной литературе, особенно это касается философии и
психологии.
-Серёжа, твоё мнение: возможно ли в наше время сделать
Поэзию профессией, т.е. зарабатывать творчеством на жизнь?
Зарабатывать творчеством на
жизнь можно и даже нужно. Но, что касается поэзии – эта возможность настолько
мала, что можно ее даже не учитывать.
Профессиональная поэзия
интересна и, что важнее, понятна узкому кругу людей, состоящему из самих же
поэтов и кучки энтузиастов.
Как теоретически возможный
вариант заработка, можно рассматривать песенную поэзию – но профессионализм в
этой сфере сейчас не востребован. Потребителям нужен легкоусвояемый продукт, а
не культурный прорыв.
Еще один вариант – детская
поэзия, говорят – она отлично продается. Говорят даже, настолько отлично, что
на эти деньги можно жить. Но это скорее исключение, подтверждающее правило.
В общем и целом, в контексте
твоего вопроса, уместно задать себе еще один: стоит ли ради материальных
бонусов превращать искусство в ремесло и ставить творчество на конвеер?
Кстати, кто ты по профессии (есть, будешь)?
По профессии я, без двух
недель, широкопрофильный юрист.
- Если возможно, дай личное, так сказать щербаковское
(улыбаюсь) определение понятию «графоман». Твоё мнение об огромном потоке
псевдо- и просто стихов, в Интернете?
Графоман – это человек,
обладающий неупорядоченным литературным потенциалом.
В таком контексте, в большей
или меньшей степени, все пишущие люди – графоманы. И степень «талантливости»
зависит от степени упорядоченности этого самого потенциала.
Я верю, что можно воспитать в
себе литератора, при нулевых начальных данных. В подтверждение этой мысли, могу
привести в пример историю восточной, а именно, китайской поэзии.
Что касается интернета и потока
низкопробных текстов в нем, ясно одно – этот поток не остановить. Да и нужно ли?
Как обычно, на фоне абсолютной безграмотности, профессионализм виден за версту
(в нашем случае – за гигабайт). Кроме того, интернет, со своими практическими
неисчерпаемыми ресурсами в смысле хранения информации, обеспечивает реальную
возможность вожделенного «бессмертия» – любое литературное произведение будет
жить столько, сколько будут жить архивы сайта, на котором оно было размещено.
Иллюзия «бессмертия» и обилие
активных читателей – вот то, чем привлекает к себе сетевая поэзия. Но кто чего
стоил, рассудит, разумеется время с поправкой на случайность.
- Чтобы ты хотел пожелать своим читателям, помимо покупки
своего сборника (шучу конечно=)))
Самая важная книга – это книга
жизни. И все мы – создаем свой «сборник» из фрагментов этой книги.
Я желаю своим читателям быть внимательным
к каждой строке, уже хотя бы потому, что впереди нас – только неопределенность
многоточия…
Приобрести сборник Сергея:
E-mail: s_shcherbakov@mail.ru
тел. 097-358-15-30
Цена: 20 грн.
Бессмысленность (Сонет)
А смысла нет. Ни в ком, ни в чем…
Нам врали гуру и ачарьи.
Господь, который изречен,
Увы, становится случаен.
И ни взойти, ни снизойти…
Рожденный - пребывает сирым.
И у бессмысленного Сына,
Как шпаги, скрещены пути.
Не крест, но круг. И колесо.
И все вливается во все
Из никуда и в ниоткуда.
Равнобесцельны свет и тьма.
И лишь метания ума
Имеют статус абсолюта.
|