Красавец, журналист, поэт, музыкант, автор и исполнитель собственных песен. И это далеко не все достоинства Дмитрия Растаева...
- Дима, первое, о чём тебя хочется спросить
- о детстве. Когда читаешь твои стихи, кажется, что Растаеву удалось что-то
сохранить из этого прекрасного периода человеческой жизни. Или я ошибаюсь?
- Детство моё
кончилось вдруг, внезапно - и не на самой радостной ноте. Так что, вся моя
дальнейшая жизнь – это попытки вернуть хоть немножко, хоть что-нибудь из того прекрасного
далёка. Наивные попытки, конечно. Так любители кокаина, увеличивая дозу и
обнюхиваясь до беспамятства, всю жизнь пытаются вернуть то ощущение всеобъемлющего
счастья, которое охватывает после первой понюшки - ощущение, которое не повторяется
уже никогда.
- Что было твоим любимым увлечением в
детском возрасте?
- В детстве я
обожал путешествовать. Проехаться куда-нибудь на поезде – а хотя бы и в
соседний город – было для меня необыкновенным приключением. А уж, с каким
нетерпением я ждал лета! Летом мы с родителями ездили к родственникам в Украину
- в Черкассы - а это целый день на поезде. И всё в этот день я воспринимал как
священнодействие – мы поднимались рано-рано утром, вызывали такси, еще по
тёмным улицам добирались до вокзала… А на рассвете прибывал наш поезд -
«Рига-Симферополь». Мы садились в вагон – и с этого момента меня уже нельзя
было оторвать от окна: ведь за окном каждую секунду мне открывались всё новые и
новые миры. Миры, которые, в четырех стенах городской квартиры, ребёнок может себе
только воображать.
- Как, когда и почему ты начал писать? И
что было первично – стихотворения или всё-таки проза?
- Вообще-то прозу
я не пишу. Во всяком случае, серьезно ею не занимаюсь – весь мой прозаический
опыт сводится к нескольким игровым пробам, не более того. Хотя, конечно, прозой
можно считать и журналистские работы. Сказал же кто-то: «Журналистика – это
литература на скорую руку». Но даже если принять такое допущение, важнее для
меня всё же поэзия. Свой первый стишок я написал, когда мне еще не было и семи
лет. Стишок про снежок. С тех пор я с рифмой не расстаюсь.
- Ты играешь на гитаре. Стихи и музыка для
тебя одно целое?
- Нет, песня у
меня рождается сразу как песня – стихи и музыка идут в связке. Еще не было
случая, чтобы я написал песню на стихи, родившиеся без музыки. И, наоборот –
никогда не пишу стихи на уже существующую музыку. Почему? Наверное, потому, что
творческий акт для меня изначально стихиен - а вымучивать нечто, не явившееся
как стихия, и тем более имитировать стихийность - не по мне.
- А что служит тебе вдохновением?
- В моем
случае вдохновение, наверное, не совсем подходящее слово. По вдохновенному
порыву я написал не так уж и много стихов. Большинство же строк рождалось из
боли, из непролазного отчаяния, из ощущения безысходности. Стихи в такие моменты
служат мне нитью Ариадны, помогающей найти выход из тупика.
- Где и когда впервые увидело свет твоё
творчество, когда ты стал выкладывать стихи
в Интернете? Есть ли у тебя сборники?
- Первая моя
публикация увидела свет в 1989 году, во всесоюзном журнале «Парус». В те годы
это был невероятно популярный журнал. И хотя издавался он в Минске, знали его и
на Дальнем Востоке, и в степях Казахстана, и в снегах Архангельска. Попасть на
его страницы было чрезвычайно трудно – отсев был очень велик – так что, этой
публикацией я горжусь больше всего. Кстати, именно в «Парусе» было впервые опубликовано
стихотворение «Помнишь, нас учили быть птицами», которое впоследствии разлетелось
по Интернету и стало чуть ли не народной песней.
Сам же я присутствую
в Интернете с 2005 года. В основном, на Стихи.ru, но временами заглядываю и на другие
сайты. Иногда с этим связаны смешные истории – среди администраторов сайтов
разные ведь люди встречаются, в том числе и не совсем здоровые. Недавно один
такой админ – видно, считающий себя главным петухом на курятнике - так
заревновал моё творчество, что аж пеной весь изошел. Но это, конечно же,
исключение. В основном, поэтические сайты демократичны и не ревнивы.
Что же касается
сборника, то я много раз участвовал в коллективных изданиях, а собственного так
до сих пор и не выпустил. Всё как-то не до того было. Но полгода назад я всё-таки
взял себя в руки и засел за составление книжечки. Надеюсь, в скором времени она
увидит свет.
- Какую литературу читает Дмитрий Растаев?
Есть ли у него любимые писатели, поэты? Кого ты ценишь из современников?
- Читаю, в
основном, философскую, религиоведческую, психологическую литературу. Ну, а в
художественной литературе я верен своим юношеским предпочтениям: в прозе - Булгаков,
Ницше, Лесков, в поэзии - Мандельштам, Георгий Иванов, Бродский, Тарковский.
Очень люблю китайскую и японскую поэзию. Из современников ценю творчество екатеринбургского
поэта Бориса Рыжего, трагически ушедшего из жизни в 2001 году. А вообще в
современной поэзии очень много интересных авторов. Поэтому, когда мне говорят,
что вот, мол, поэзия измельчала, едва ли не кончилась, я усмехаюсь: «А вы кого в
последний раз читали?» Мне в ответ: «Ну-у… Этого вот… Как его… Да ну, некого
там читать!» То есть, люди не читая даже и не интересуясь, уже отписывают
поэзии некролог. А она в это время живее всех живых.
- Дима, ты журналист. На твой взгляд – какие
основные плюсы и минусы у этой профессии.
- Главный плюс
– свобода, которую она дарит. Причем, свобода не только внешняя – ты не
привязан к рабочему месту, тебе не надо просиживать целыми днями в офисе – но и
внутренняя: общаясь с разными людьми, вникая в различные ситуации, ты ежедневно
расширяешь свой кругозор, а это в свою очередь освобождает тебя от многих условностей
и клише.
Это я сейчас
сказал о профессии в целом. Если же говорить о национальных особенностях
журналистики, то здесь мы перейдём к минусам. Я живу в Белоруссии, где
журналистика практически сведена к нулю. Нет, конечно, в Минске существует инжур,
выпускающий ежегодно десятки молодых специалистов, а в республике издаются
несколько сот периодических изданий. Но из этих сотен, может, лишь десять
придерживаются высоких стандартов, публикуя умные честные материалы. Остальные
занимаются тем, что с той или иной долей подхалимства обслуживают действующую
власть. Попадая в такие газеты, молодые специалисты очень скоро забывают о
долге журналиста, о журналистской этике, и вливаются в стройный хор славословящих. Человеку,
желающему сохранить себя и своё творчество, работать в Белоруссии очень трудно.
- Расскажи немного о своих увлечениях. Как
предпочитаешь проводить досуг?
- Досуга в
привычном понимании у меня почти нет: одна работа сменяет другую, другая - третью…
Когда же выпадает свободная минутка, люблю скоротать ее за хорошим умным кино.
Всегда с удовольствием смотрю работы братьев Коэнов, Романа Полански, обожаю фильмы
с участием Эдварда Нортона.
- Дима, как часто ты принимаешь участия в
фестивалях? Какие из них тебе особенно
запомнились?
- В конце
восьмидесятых, когда фестивальное движение была на пике, я чуть ли не кочевал с
фестиваля на фестиваль. По сравнению с теми годами, сегодня у нас наблюдается фестивальное
затишье. Но, может, это и хорошо - лучше иметь два-три высококлассных
фестиваля, чем двадцать-тридцать посредственных.
А запомнился мне
особенно мой самый первый – это был 1988 год, Вильнюс, отборочный тур
Всесоюзного фестиваля авторской песни. В жюри тогда сидела Вероника Долина, а я
спел песню «Научи меня воровать». Даже по перестроечным меркам это был очень
дерзкий шаг. Чего стоит одна только строчка: «В околесицу ль, на дрова ль двадцать лет моих двадцать лет – научи
меня воровать, как в Сокольниках, как в Кремле…» Жюри, конечно, было в
шоке, многие вообще предлагали снять Растаева с дистанции. Но Долина меня
отстояла. В итоге я не только прошел отборочный тур, но и стал дипломантом
фестиваля, заключительный концерт которого состоялся в Таллинне.
- И последний вопрос, любимый из тех,
которые я задаю мужчинам-поэтам – какой должна быть женщина, у которой есть
шанс покорить твоё сердце?
- Моё сердце
покоряли такие разные женщины, что у меня даже грешным делом закралась мысль:
единственное качество, которым должна обладать женщина, это настойчивость=)) А вообще нет женщин, которых бы я не любил. Есть те, которых я просто еще не
встретил.
Фабрика имени Одиночества
Девушки возвращаются с фабрики. Фабрика называется Швейная. Там они производят фартуки И халаты цвета кофейного.
Мнутся ненадёжные денежки В синеве исколотых пальчиков, Тихо сокрушаются девушки: "Не хватает фабрике мальчиков..."
Где они, отважные рыцари, Шайки мушкетёров отчаянных? Спились или служат в милиции. Всякое на свете случается.
За второю сменою - первая... Сбудутся ли детства пророчества? Фабрика называется Швейная. Фабрика имени Одиночества.
|